Вторник, 23.04.2024, 19:06
Приветствую Вас, Гость
Разработчики сайта приветствуют участников конкурса ЛУЧШИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ
Главная » Файлы » Разработки мероприятий

Проект по ОБЖ (старший дошкольный возраст)
27.04.2014, 10:17

Тема: «Спичка - невеличка»

Вид проекта: средней продолжительности

Сроки проведения: с 3 апреля по 30 апреля

Тип проекта: познавательный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители,  

Актуальность. Все наверняка не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не нов. Кое – кто может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Не стоит, тема уже избита». Но данные статистики «кричат» обратное. Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв, среди детей, становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого- либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.

В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, в лесу, на транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.

Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Но, к сожалению, так не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек  может столкнуться с массой ситуаций, которые на прямую, или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей, стремлением к самостоятельности, что нередко приводит к возникновению травм опасных ситуаций.

Первостепенными задачами ДОУ и семьи является охрана психофизиологического здоровья детей, их безопасность жизнедеятельности, формирование потребности в здоровом образе жизни, развития понимания детьми правил основ безопасности жизнедеятельности и умения их выполнять. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся  жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.

 Родители подходят к этой проблеме не достаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к  этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами  пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.

Пожар – это экстремальная ситуация, в которой не только у детей возникает чувство страха. Ребенку необходимо не только сказать «что так делать нельзя, это опасно», но важнее объяснить «почему нельзя и рассказать, как нужно действовать».

                            Задачи:

1. Расширять представления детей о ППБ;

2. Познакомить с профессией пожарного, воспитывать в детях уважение к такой профессии, как пожарный, почтительное уважение к их  нелегкому труду, осознание опасной профессии;

3. Формировать представление о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено:

- спички;

- газовые плиты;

- печка.

4. Учить детей поведению в экстремальных ситуациях: уметь пользоваться телефоном.

Предполагаемые результаты:

• У детей сформированы навыки безопасного поведения с огнем.

• Умеют адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ, на природе, взаимодействии с пожарными.

• Умеют обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности.

• Дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям.

• У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения.

• Ребенок из пассивного объекта, превратится в активного субъекта собственного здоровья и безопасности.

Интеграция образовательных областей

в процессе формирования у дошкольников основ пожарной безопасности

«Безопасность»

Формирование представлений о пожароопасных ситуациях и способах поведения в них.

«Познание»

Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, тренинги, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на противопожарную тематику, моделирование правил и ситуаций безопасного поведения во время пожара в помещении, на улице, в природе, упражнения на ориентировку в пространстве (создание и чтение схем, маршрутов) .

«Коммуникация»

Развитие свободного общения, связной речи, доказательной речи в процессе освоения основ пожарной безопасности через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.

«Социализация»

Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения окружающих, развитие нравственных и волевых качеств через создание игровых ситуаций, ситуаций морального выбора, сюжетно – ролевые игры.      «Чтение художественной литературы»

Слушание и обсуждение художественных произведений, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы прочитанного.

«Здоровье»

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение.

«Физическая культура»

Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, закреплению навыков безопасного поведения.

«Труд»

Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений, изготовления атрибутов для сюжетно – ролевых игр, масок для игр – драматизаций, оформлении альбомов, коллажей.

«Художественное творчество»

Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование)

II Разработка проекта:

1. Донести до участников проекта важность данной темы;

2. Создать развивающую среду:

- подобрать методический материал;

- подготовить атрибуты для игровой деятельности;

- подобрать дидактические, познавательные, подвижные игры, по данной теме;

3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.

III Выполнение проекта:

1. Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры: «Юные пожарные», «Юные спасатели», «МЧС».

Дидактические игры: «Какие из перечисленных действий могут привести к пожару», «Четвёртый лишний», «Подумаем вместе», «Что произойдёт дальше?», «Холодные - горячие предметы», «Доскажи словечко», «Пожарная безопасность».

2. Речевое развитие

а). Чтение литературных произведений о ППБ;

б). Рассказывание по картинам о ППБ.

в). Беседы с детьми о ППБ;

г). Чтение и заучивание наизусть стихотворений, загадок, пословиц и поговорок.

4. Работа с родителями

а). Папки передвижки, памятки о ППБ;

б). Консультации для родителей:

- привитие навыков по правилам пожарной безопасности детям старшего дошкольного возраста;

IV. Форма проведения презентации

1. Организация образовательной среды группы по ОБЖ;

2. НОД на тему «Огонь – друг, огонь-враг»

Словесно – дидактические игры

«Найди ответ»

ЦЕЛЬ:

• Закрепить знания о правильных действиях при возникновении пожара.

ХОД ИГРЫ:

Вопросы и ответы предлагаются в виде картинок (на одном подносе вопросы, на другом – ответы). К каждой ситуации необходимо подобрать правильный ответ.

Ситуации Ответы

Возник пожар. Звони по телефону «01».

В комнате много дыма. Пробирайся ползком к выходу.

На тебе горит одежда. Падай на пол и катайся.

Задымился телевизор. Отключи, накрой одеялом.

Горит старая трава. Забросай землей, залей водой.

Трудно дышать от едкого дыма. Дыши через мокрую тряпку.

«Какие из перечисленных действий могут привести к пожару»

Цель: - закрепить знания детей о пожароопасных предметах и действиях, которые могут привести к возникновению пожара.

Ход игры: Ведущий задаёт вопрос ребенок должен объяснить почему это может привести к пожару.

- рисование,

- чтение,

- поджигание бумаги,

- пение,

- игра с зажигалкой,

- изготовление поделок,

- прыгание через скакалку,

- поджигание сухой травы и листвы.

- пение хором,

- баловство со спичками,

- игра в снежки,

- зажигание бенгальских огней возле ёлки,

- мытьё посуды,

- умывание,

- игра с зажигалкой,

- игра в мяч.

- лепка из пластилина,

- забыли выключить утюг,

- мытьё рук,

- танцы,

- полив цветов,

- поджигание тополиного пуха,

- чистка ковра,

- игра с увеличительным стеклом под солнечными лучами,

- забивание гвоздей,

- лепка,

- неисправный шнур у гирлянды,

- купание,

- игра с котёнком,

- перегрев телевизора,

- рассматривание книг, вблизи, зажженной газовой плитой,

- мытьё рук.

«Подумаем вместе»

Цель: - закрепить знания детей по ОБЖ;

- продолжить предложения и фразы по смыслу;

- употребление сложноподчинённых предложений;

- развитие сенсорных восприятий.

Ход игры:

Дети заканчивают предложение, начатое воспитателем.

Если съесть грязную сосульку, то…

Если попробовать незнакомую ягоду, то…

Если идти, не останавливаясь в море, то…

Если к вам на балкон залетел тлеющий окурок с соседнего балкона, то…

Если открывать дверь каждому, кто звонит, то…

Если брать острые предметы, то…

Если у вас поднялась температура, то…

Если

Если взлететь высоко, как птица, то…

Если укусил комар, то…

Если вам предлагают поиграть со спичками, то…

Если вы решили поджечь в квартире бумагу, то…

 

«Что произойдёт дальше?»

Водитель нарушил правила дорожного движения…

Вода затопила дороги и отрезала на целую неделю город от остального мира. В городе нет пекарни…

В детском саду объявили тревогу, все дети…

Мальчик поранил ногу во время игры в футбол, его команда начинает проигрывать…

Девочка отстала от мамы и заблудилась в большом магазине…

В квартире начался пожар (загорелся телевизор) и папа…

Когда начинается пожар то дети…

Во время праздника в детском саду погас свет…

В городе одновременно остановились все чаты…

«Холодные - горячие предметы».

Каждый ребёнок получает три кружка разного цвета: красный означает горячие предметы, синий – холодные, жёлтый – тёплые.

Ведущий вперемежку называет различные предметы: лёд, батарея, огонь, включённый утюг, вода, солнышко, чай, снег, руки, печка, костёр, мороженое, хлеб, сосулька и т.д.

Дети должны показывать соответствующий кружок. Тот, кто чаще всех ошибается, выбывает из игры.

«Доскажи словечко».

Цель: - помочь детям запомнить основные пожароопасные предметы;

-самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами;

- расширить знания о пожароопасных предметах.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Строчку заканчивает тот, кому передали мяч.

Раньше, если был … пожар.

Ввысь взмывал сигнальный шар –

Звал пожарных в бой с … пожаром.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо ……. шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой …….. пожар.

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над … газом?

Раз, два, три, четыре.

У кого пожар в ….. квартире.

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил … утюг?

 Пламя прыгнуло в листву,

Кто у дома жёг … траву?

Дым увидел – не зевай.

И пожарных …. вызывай!

Помни каждый гражданин:

Этот номер … 01!

Дым увидел – не зевай.

И пожарных …. вызывай!

Список художественных произведений:

  1. С.Я.Маршак «Кошкин дом»
  2. С.Я.Маршак «Пожар»
  3. С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
  4. К.Чуковский «Путаница»
  5. Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок»
  6. Л.Толстой «Пожар»
  7. Л.Толстой «Пожарные собаки»
  8. Б.Житков «Пожар»
  9. Б.Житков «Дым»
  10. Б.Житков «Пожар в море»
  11. В.Гальченко «Огонь невидимка»
  12. В.Гальченко «Приключения пожарного»
  13. Т.Кинько «Наш номер 01»
  14. Т.Фетисов «Куда спешат красные машины»
  15. Т.Федорова «Чтоб не ссориться с огнём»
  16. А.Чувилин, Б.Фонин «Огонь – опасная игра»
  17. Р.Г.Подольный «Как человек огонь приручил»
  18. Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял»
  19. С.Михалков «Дядя Стёпа»
  20. Т.Юрмин "Кто плохой?";
  21. В.Ровицкий "Друзья в твоём доме";
  22. И.Демьянов "Коробок – чёрный бок";
  23. К.Паустовский "Барсучий нос";
  24. Е.Хоринская "Спичка-невеличка";
  25. А. Шевченко "Как ловили уголька"
  26. Ю.Яковлев «Кто, о чём поёт».

Пословицы и поговорки:

От искры пожар рождается.

Не шути с огнём – можешь сгореть.

Спички не тронь в них огонь.

Маленькая спичка сжигает большой лес и дом.

Спичка – невидимка да огонь – великан.

Упустишь огонь – не потушишь.

Кто с огнём играет, тот в огне сгорает.

У путника должен быть хлеб, а у пастуха огонь.

Умному огонь – тепло, глупому – ожог.

Пожар слезам не верит.

Не трогай огня – не обожжёшь руку.

С огнём не играй, пожар не затевай.

С огнём да водой не поспоришь.

Огонь никогда не насыщается.

Огонь и друг, и враг.

Огонь не вода – охватит, не выплывешь, пожитки не всплывут.

Дым страшнее огня.

От огня убегают, а от дыму задыхаются.

Топор рубит, а огонь с корнем спалит.

Берегись, не ожгись!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Разработки мероприятий | Добавил: кейтлин
Просмотров: 7421 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]