Вторник, 19.03.2024, 07:07
Приветствую Вас, Гость
Разработчики сайта приветствуют участников конкурса ЛУЧШИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАРУШЕНИЯХ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 

Советы логопеда

Советы родителям о правильном речевом развитии детей дошкольного возраста
Советы родителям о правильном речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные советы родителям, желающим дать максимальное и правильное речевое развитие детям дошкольного возраста сводятся к следующим.
1. Как можно больше общаться с детьми. Обогащать опыт детей положительными впечатлениями во время прогулок, экскурсий, интересных наблюдений в социальной, культурной и окружающей среде. При этом учитывать познавательные интересы и предпочтения своих детей. Подробнее останавливаться на объектах и явлениях, которые привлекли детское внимание более всего.
2. Рассказывать детям о себе (своем обучении, работе, увлечениях), о родственниках (где живут, кем работают, кем приходятся ребенку, которые имеют свои достоинства и др.) и людей, окружающих ребенка вне семьи. Чаще делиться с детьми воспоминаниями о прошлом, детстве взрослых, любимых играх, друзьях детства, интересные или сложные жизненные ситуации. Предлагать детям поиграть в любимые игры знакомых людей, почитать их любимые книги, посмотреть любимые фильмы или послушать интересные песни. Попросить малышей описать собственные игры с детьми в детском саду или во дворе, найти в них общее с предпочтениями из своего детства, вместе с детьми придумать новые варианты старых игр и забав.
3. Организовывать специальные языковые игры для развития различных сторон устной речи, можно - с привлечением родных, соседей, друзей. Так, для обогащения словаря разными частями речи полезно поиграть в «Зимние слова», «Сладкие слова», «Стеклянные (деревянные, металлические, пластмассовые и др.). Слова», «Вежливые слова», «Веселые / грустные слова», «Спортивные слова» и другие. Здесь важно дать правильную, четкую установку: «Давай вспомним все слова, которые напоминают нам о ...». Поупражнять детей в употреблении глаголов будет интересно в игровых задачах «Кто что умеет делать», «Изменения слов» (образование новых глаголов с помощью префиксов), соревновательное упражнение «Кто назовет больше?» Стимулировать поиск существительных-названий частей предметов, прилагательных, наречий и других частей речи.
4. В повседневной жизни полезно расширять запас слов-обобщений, проводя игровые упражнения «Назови одним словом», «Магазин мебели (одежды, обуви, игрушек, продуктовый, молочный, овощной ...)», «Что лишнее?».
5. В общении с детьми следить, правильно ли они согласовывают между собой слова в словосочетаниях и предложениях, своевременно и корректно исправлять ошибки и включать детей в создаваемые взрослым ситуации общения, где надо применить эти умения. Например, поставить соответствующий вопрос (сколько окон в нашей квартире? В каком платье пойдешь на день рождения?). Или предложить игру («Поиграем-посчитаем» на согласование существительных с числительными, «Кто какой?» На согласование прилагательных с предлогами или существительными). Можно создавать и провокационные ситуации речи, в которых предлагаются образцы неправильной связи слов в высказываниях и которые следует исправить («я мчусь с гора без лыжах» - «я мчусь с горы на лыжах»).
6. Обращать внимание детей на многозначность слов. В определенных ситуациях не терять возможность подумать вместе с ребенком над подбором другого слова вместо сказанного, определением противоположности в действии или качестве, привести пример различных значений одинаковых по звучанию слов. Здесь пригодятся и игры «Скажи иначе», «Дружеские слова», «Скажи наоборот», «Слова-близнецы».
7. В зависимости от конкретной ситуации довольствоваться лаконичными высказываниями детей или побуждать их к построению развернутых реплик. Чтобы приучить говорить распространенными предложениями, следует подавать собственные образцы такого вещания и привлекать детей к игре. Например, в игре «Молчун и балагур» один игрок задает основу предложения, а другой или другие по очереди дополняют ее по слову насколько это возможно: «Стоит дом. - На берегу стоит дом. - На берегу реки стоит дом. - На живописном берегу реки стоит дом. - На живописном берегу реки стоит белый дом и т.д. ».
8. Не менее интересные игры можно предложить по словообразованию от заданного слова. В частности: построить цепочку слов от слова «учить» (учитель, ученик, обучение, ученый и т.п.); создать названия помещений от названия животного (корова - коровник, свинья - свинарник, курица - курятник, овца - овчарня и др.).
9. С целью отработки четкой звукопроизношения полезно разучивать с детьми чистоговорки и скороговорки. Если у 5-летних детей наблюдаются недостатки звукопроизношения, следует обратиться за помощью к специалисту-логопеду и выполнять все рекомендованные им артикуляционные, фонематические упражнения для постановки звуков, обучению их дифференциации.
10. Играя в слова, стоит предлагать детям задания на выделение первого и последнего звука в именах, названиях игрушек или других предметов окружающей среды, совместно с малышами определять последовательно все звуки в слове, искать заданный звук в словах-названиях предметов, картинок, действий вокруг себя и т.д. Интересно и посоревноваться на большее количество названных слов с заданным звуком, со звуком в определенной позиции в словах. Полезно вместе с детьми «манипулировать» звуками, слогами, ударениями в словах, переставляя их. Игры типа «Да и не так» наглядно продемонстрируют детям значение порядка звуков, слогов и места ударения в словах.
11. Начать и впредь поддерживать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне с обсуждением впечатлений, текущих проблем, достижений, планированием совместных мероприятий для взрослых членов семьи и детей. Побудить детей не только к ответам на поставленные взрослым вопросы, но и к самостоятельной их постановке.
12. Приучать детей быть вежливыми в разговоре, беседах со взрослыми и детьми. Подавать пример того, как нужно вести диалог за столом, в гостях или при гостях, по телефону. Практиковать ненавязчивый анализ текущего диалога с помощью вопросов «Внимательно ты меня слушал?», «Что тебе непонятно?», «Какие у тебя есть вопросы ко мне?» и др.
13. Использовать возможности семьи для привлечения детей к составлению связных рассказов: описание игрушки или блюда, которые понравились в гостях; описание воображаемых вещей (автомобиля будущего, фасонов бальных платьев для Золушки, комнаты Незнайки и Знайки) рассказы по сериям семейных фотографий (о новогоднем празднике в детском саду, летнем отдыхе) или картинок из детских комиксов; перевод литературного произведения с собственными импровизациями за миниатюрами диафильма, иллюстрациями в книге, составление рассказов-суждений, рассуждений, объяснений после просмотра спектаклей, телепрограмм, поездок, общения со взрослыми и детьми во время отпуска, пребывания где-либо и т. д. Делиться с детьми своими впечатлениями, выводами, отношением по поводу прочитанного, увиденного, пережитого. 14. Читать детям произведения детской художественной литературы и детские журналы. Интересоваться новинками книжного рынка и периодики для дошкольников, привлекать детей к их выбору и приобретению. Заниматься домашней библиотекой, поручать детям уход за книгами, наведение порядка на полках. Использование данных способов по активизации речевого развития детей дошкольного возраста позволит достичь хороших результатов по обогащению и становлению правильной речи ребенка.
Чистоговорки для детей.
 Шу-шу-шу-чистоговорки я пишу.
Ят-ят-ят-их пишу для всех ребят.
Ла-ла-ла: Алла девочка была.
Ли-ли-ли: В гости мы к ней пошли.
Ло-ло-ло: У Аллы тесто подошло.

Ла-ла-ла: Пирогов она испекла.
Лю-лю-лю: Очень кислое не люблю.
Ло-ло-ло: Снегом землю замело.
Ля-ля-ля: Стала белой земля. 
Ра-ра-ра: Очень рада детвора.
Ар-ар-ар: Мы поедем в зоопарк.
Ро-ро-ро: Доберемся на метро.
Ру-ру-ру: В зоопарке кенгуру.
Ру-ру-ру: Роет крот себе нору.
Ру-ру-ру: Заяц обдирает кору.
Ра-ра-ра: Закончилась у нас игра.
Ря-ря-ря: Небо синее, как моря.
Ры-ры-ры: Там летают комары.
Ра-ра-ра: С комарами мошкара.
Ра-ра-ра: Разбегайтесь до утра!
Ачка-ачка-ачка: Плыла по речке уточка.
Ички-ички-ички: Снесла она яички.
Чат чат-чат: Будет выводить утят.
Чить-чить-чить: Плавать детишек будет учить.
Па-па-па - рассыпана крупа.
По-по-по - река Лимпопо.
Уп-уп-уп - питательный суп.
Ап-ап-ап - в реке карп.

Ра-ра-ра - высокая гора.
Ро-ро-ро - острое перо.
Ор-ор-ор - большой двор.
Ыр-ыр-ыр - голландский сыр.
Ря-ря-ря - ясная заря.
Ар-ар-ар - искусный повар.
Ер-ер-ер - молодой шофер.
Ма-ма-ма - холодная зима.
Му-му-му - молока кому?
Ме-ме-ме - веселой куме.
Ам-ам-ам - никому не дам.

Ом-ом-ом - помоем с мылом.
Ем-ем-ем - туда не пойдем.
Ум-ум-ум - в классе шум.
Им-им-им - от костра дым.
Им-им-им - построим дом.
Ла-ла-ла - бежала на край села.
Та-та-та - поймали кота.
Ду-ду-ду - в кино пойду.
Са-са-са - укусила оса.
Ся-ся-ся - малина вся.
Зу-зу-зу - боюсь грозу
На-на-на - теплая весна.
Ня-ня-ня - купали коня.
Ра-ра-ра - высокая гора.
Ца-ца-ца - вкусная пицца.
Ка-ка-ка - новая игрушка,
ку-ку-ку - подними руку,
ко-ко-ко - мы едим яблоко,
ки-ки-ки - у нас игрушки.
За-за-за - там идет коза,
зу-зу-зу - мы ведем козу,
зи-зи-зи - сено отвези,
са-са-са - вот летит оса,
су-су-су - мы увидели косу,
сы-сы-сы - прилетели осы,
ча-ча-ча - у меня нет мяча,
чи-чи-чи - у меня ключи,
Язык вверх - ла-ла-ла,
Наша Маша в лес ушла.
Язык вниз - са-са-са,
Укусила в нос оса.
Язык вверх - ши-ши-ши,
Машу в лесу мы нашли.
Язык вниз - сы-сы-сы,
Усы, усы у осы.
Ветерок в лесу - ш-ш-ш,
ползет уж в траве - с-с-с,
прилетел жук - ж-ж-ж,
спел комарик - с-с-с,
Ко-ко-ко - не ходите далеко,
ки-ки-ки - мойте чисто руки,
ри-ри-ри - чистоговорки говори,
ша-ша-ша - вкусная каша,
шу-шу-шу - едим кашу,
га-га-га - широкая дорога,
гу-гу-гу - покажу дорогу.
чу-чу-чу - на ракете я лечу,
чи-чи-чи - буду есть калачи.
ро-ро-ро - воронье перо,
ру-ру-ру - в руки беру,
ри-ри-ри - за мной повтори.