Среда, 12.08.2020, 07:40
Приветствую Вас, Гость
Разработчики сайта приветствуют участников конкурса ЛУЧШИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ
Главная » Файлы » Разработки мероприятий

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»
20.04.2015, 18:51

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»

Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательная:

- область «Познание»: уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха;

- область «Коммуникация»: создать доброжелательный настрой. Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, газ);

- область «Здоровье»: формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни.

Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.

Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности. Вызвать желание детей помочь Галчонку.

Предварительная работа:

Беседы и загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, слушание А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремов.

Демонстрационный материал: полиэтиленовые мешочки по количеству детей; стаканчики с водой; трубочки по количеству детей; игрушки; подносы; таз с водой; воздушные шары по количеству детей; небольшие камни по количеству детей; дудочки, весы, бумажные кораблики.

 

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Организационный момент.

 «Дружно за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся!

Вы готовы начинать? (Да)

Можно дальше продолжать? (Да)

- Сегодня я шла в детский сад и думала: какую интересную игру приготовить для вас. Подхожу к калитке детского сада и вдруг вижу, она то откроется, то закроется. Подошла поближе, никого нет. А калитка все равно – то откроется, то закроется…

- Кто же ее открывал? (ветер)

-А какой бывает ветер? (сильный, слабый, холодный, теплый)

- А мы можем сами сделать ветер? (Да)

- Теперь отправимся к нашему маленькому морю. Какое сейчас море?

- Спокойное. На море нет волн, вода не движется.

- Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны?

- Надо подуть на воду. Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.

- Почему же наш кораблик не плавает? (Надо, чтобы подул ветер)

- Ребята что такое ветер? (это движение воздуха)

-А где есть воздух? (везде)

- А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения)

- А можно жить без воздуха? Почему?

- А давайте проверим. Вздохните побольше воздуха и задержите дыхание. Достаточно.

- Какое было желание? (ответы детей)

- Значит для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

Значит, воздух есть везде, и жизнь без него невозможна.

Сегодня к нам в группу пришло письмо. Хотите узнать от кого? (Да)

- Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Галчонок. Мне мама постоянно говорит, что я летаю по воздуху. А что такое воздух? Лично я, никогда не видел воздух. А вы ребята? Помогите мне узнать все про воздух».

- Поможем Галчонку?

- Тогда, я приглашаю вас в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие ученые.

- Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (твердый)

Камень -  это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его? (нет)

- Значит можно сделать вывод, что воздух не твердое тело.

- Посмотрите на стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей) А что умеет делать вода? (ответы детей) Так что же такое вода? (ответы детей) Да, вода - это жидкость. А воздух может течь, переливаться? (нет)

Значит можно сделать вывод, что воздух не жидкость и не твердое тело. Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот наше открытие.

- Но как же тогда его обнаружить? Продолжим наши исследования.

- Когда вы выдыхаете, вы видите, сколько воздуха вы выдохнули? (ответы детей)

- А, хотите увидеть воздух? (Да)

 

Опыт № 1

- Для этого подвиньте стакан с водой, опустите конец соломинки в воду. Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха)

Правильно, мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.

Вывод: чем больше мы вдохнем воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане. Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?

 

Опыт № 2

Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей) Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

 

Опыт №3

- Имеет ли воздух вес?

- Возьмем два воздушных шарика. Кладем их на весы. Что наблюдаем? (Чаши не подвижны). Надуем один шарик. Чаша весов перевесила. Почему?

Делаем вывод: чаша весов перевесила, потому что шарик наполнен воздухом. Значит, воздух имеет вес.

- Ребята, а где еще спрятан воздух? В каких предметах? (ответы детей)

Летом на речке люди используют этот «запертый» воздух. Это надувные матрасы, жилетки, круги для плавания.

Игра «Где спрятался воздух? »

- Ребята, помогите мне разобрать игрушки на те, которые плавают, и те, которые нет. В каких игрушках спрятан воздух?

Дети поочередно достают игрушки и раскладывают их на два подноса. - Ребята, а как можно проверить, правильно ли вы разобрали игрушки? Давайте проведем опыт, опустим игрушки в воду! (подводится итог игры)

Вывод: воздух легче воды.

Опыт № 4 (воздух можно услышать)

Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? (внутри шариков)

Спустите наши шарики. Что происходит? (воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха)

Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы слышим? (Звук)

Правильно, мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.

Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

Физминутка.

Прежде чем мы с вами будем выполнять следующее задание, нам надо размяться: (выполняются движения по тексту)

«Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше».

Итог. Вот как много мы с вами сделали открытий, давайте еще раз вспомним, что мы узнали про воздух, для того что бы я смогла написать ответ Галчонку на его письмо:

- воздух бесцветный, прозрачный мы его не видим;

- без воздуха ничто живое не может жить;

- чтоб увидеть воздух, его надо поймать;

- воздух легче воды;

- ветер – это движение воздуха.

Ребята, хотите сделать приятное Галчонку? (Да). Он будет очень рад получить от нас подарок. Вместе с письмом отправим воздушный шарик.

Категория: Разработки мероприятий | Добавил: кейтлин
Просмотров: 1614 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]