Главная » Файлы » Разработки мероприятий |
20.04.2015, 18:51 | |
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства воздуха» Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования. Задачи: Образовательная: - область «Познание»: уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха; - область «Коммуникация»: создать доброжелательный настрой. Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, газ); - область «Здоровье»: формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни. Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность. Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности. Вызвать желание детей помочь Галчонку. Предварительная работа: Беседы и загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, слушание А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремов. Демонстрационный материал: полиэтиленовые мешочки по количеству детей; стаканчики с водой; трубочки по количеству детей; игрушки; подносы; таз с водой; воздушные шары по количеству детей; небольшие камни по количеству детей; дудочки, весы, бумажные кораблики.
Ход непосредственной образовательной деятельности: Организационный момент. «Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся! Вы готовы начинать? (Да) Можно дальше продолжать? (Да) - Сегодня я шла в детский сад и думала: какую интересную игру приготовить для вас. Подхожу к калитке детского сада и вдруг вижу, она то откроется, то закроется. Подошла поближе, никого нет. А калитка все равно – то откроется, то закроется… - Кто же ее открывал? (ветер) -А какой бывает ветер? (сильный, слабый, холодный, теплый) - А мы можем сами сделать ветер? (Да) - Теперь отправимся к нашему маленькому морю. Какое сейчас море? - Спокойное. На море нет волн, вода не движется. - Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны? - Надо подуть на воду. Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны. - Почему же наш кораблик не плавает? (Надо, чтобы подул ветер) - Ребята что такое ветер? (это движение воздуха) -А где есть воздух? (везде) - А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения) - А можно жить без воздуха? Почему? - А давайте проверим. Вздохните побольше воздуха и задержите дыхание. Достаточно. - Какое было желание? (ответы детей) - Значит для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем. Значит, воздух есть везде, и жизнь без него невозможна. Сегодня к нам в группу пришло письмо. Хотите узнать от кого? (Да) - Давайте его прочитаем. «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Галчонок. Мне мама постоянно говорит, что я летаю по воздуху. А что такое воздух? Лично я, никогда не видел воздух. А вы ребята? Помогите мне узнать все про воздух». - Поможем Галчонку? - Тогда, я приглашаю вас в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие ученые. - Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (твердый) Камень - это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его? (нет) - Значит можно сделать вывод, что воздух не твердое тело. - Посмотрите на стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей) А что умеет делать вода? (ответы детей) Так что же такое вода? (ответы детей) Да, вода - это жидкость. А воздух может течь, переливаться? (нет) Значит можно сделать вывод, что воздух не жидкость и не твердое тело. Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот наше открытие. - Но как же тогда его обнаружить? Продолжим наши исследования. - Когда вы выдыхаете, вы видите, сколько воздуха вы выдохнули? (ответы детей) - А, хотите увидеть воздух? (Да)
Опыт № 1 - Для этого подвиньте стакан с водой, опустите конец соломинки в воду. Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха) Правильно, мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков. Вывод: чем больше мы вдохнем воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане. Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
Опыт № 2 Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей) Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
Опыт №3 - Имеет ли воздух вес? - Возьмем два воздушных шарика. Кладем их на весы. Что наблюдаем? (Чаши не подвижны). Надуем один шарик. Чаша весов перевесила. Почему? Делаем вывод: чаша весов перевесила, потому что шарик наполнен воздухом. Значит, воздух имеет вес. - Ребята, а где еще спрятан воздух? В каких предметах? (ответы детей) Летом на речке люди используют этот «запертый» воздух. Это надувные матрасы, жилетки, круги для плавания. Игра «Где спрятался воздух? » - Ребята, помогите мне разобрать игрушки на те, которые плавают, и те, которые нет. В каких игрушках спрятан воздух? Дети поочередно достают игрушки и раскладывают их на два подноса. - Ребята, а как можно проверить, правильно ли вы разобрали игрушки? Давайте проведем опыт, опустим игрушки в воду! (подводится итог игры) Вывод: воздух легче воды. Опыт № 4 (воздух можно услышать) Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? (внутри шариков) Спустите наши шарики. Что происходит? (воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха) Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы слышим? (Звук) Правильно, мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук. Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать. Физминутка. Прежде чем мы с вами будем выполнять следующее задание, нам надо размяться: (выполняются движения по тексту) «Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише Деревцо все выше, выше». Итог. Вот как много мы с вами сделали открытий, давайте еще раз вспомним, что мы узнали про воздух, для того что бы я смогла написать ответ Галчонку на его письмо: - воздух бесцветный, прозрачный мы его не видим; - без воздуха ничто живое не может жить; - чтоб увидеть воздух, его надо поймать; - воздух легче воды; - ветер – это движение воздуха. Ребята, хотите сделать приятное Галчонку? (Да). Он будет очень рад получить от нас подарок. Вместе с письмом отправим воздушный шарик. | |
Просмотров: 1950 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |