Пятница, 07.08.2020, 07:12
Приветствую Вас, Гость
Разработчики сайта приветствуют участников конкурса ЛУЧШИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ
Главная » Файлы » Статьи

Профилактика детского травматизма в процессе использования спортивного инвентаря
28.01.2016, 14:48

Профилактика детского травматизма в процессе использования спортивного инвентаря

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа, и беречь его нужно смолоду. Поэтому нет для взрослых задачи важнее, чем сохранение и укрепление здоровья детей.

Профилактика детского трав­матизма — одна из важнейших задач современного общества, которая должна быть достигнута в первую очередь соблюдением техники безопасности на заня­тиях физической культурой.

На сегодняшний день пре­дупреждению детского травма­тизма в образовательных учреж­дениях уделяют серьезное вни­мание.

Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивым и прочным. Для предотвращения травматизма во время занятий физической культурой необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.

Основные причины травматиз­ма (В.А. Муравьев, Н.Н. Назаро­ва)

1. Организационные недостат­ки при проведении занятий:

—непродуманная организация и проведение занятий;

—нарушение дисциплины, не­ внимательность к воспитан­никам;

—нарушение инструкций по технике безо­пасности и охране труда;

—некачественная   подготовка необходимого инвентаря, используемого на занятии.

2.Ошибки в методике прове­дения занятия, связанные с на­рушением дидактических прин­ципов обучения (регулярность занятий, постепенное увеличе­ние нагрузки, последователь­ность):

—отсутствие индивидуального подхода к детям;

—недостаточный учет состоя­ния здоровья, половых и возрастных особенностей;

—форсированное обучение фи­зическим упражнениям, не соответствующим физичес­кой подготовленности детей.

3.      Часто причиной травм яв­ляется недостаточное внима­ние к вводной части  занятия, неправильное обучение техни­ке физических упражнений, от­сутствие   или   неправильное применение страховки при выполнении физических упраж­нений (лазанье по гимнасти­ческой стенке, прыжки в дли­ну и высоту с разбега, прыжки на батуте, упражнения в равно­весии и др.).

4.      Причиной травм могут быть недостатки в процессе планирования физкультурных занятий, которое не может обеспечить полноценную физическую под­готовленность и преемствен­ность в формировании двига­тельных навыков у дошкольни­ков.

5. Нарушение техники безо­пасности, неудовлетворительное состояние мест занятий, инвен­таря, оборудования:

—малые размеры зала или площадки для занятий;

—неровности пола;

—неисправность коврового покрытия и матов (разрывы, ра­зошедшиеся швы) и отсут­ствие его надежного крепления к полу, неисправность снарядов и тренажеров, нена­дежность крепления, разбол­танность соединений,  незатя­нутые гайки, торчащие болты и шурупы:

—неправильная, излишне скученная расстановка снарядов и тренажеров, при которой дети мешают друг другу выполнять упражнения;

—плохо закрепленные и неис­правные электрические вык­лючатели, розетки:

—низко висящие  украшения, светиль­ники:

—расположение аудиоаппарату­ры в доступном для детей месте;

—колонны и выступы, не оби­тые мягким материалом;

—отсутствие ярких наклеек на стеклянных дверях на уровне глаз ребенка;

—свободный доступ детей к окнам, открытым для провет­ривания;

—отсутствие телефона в доступ­ном месте;

—отсутствие в легкодоступном месте аптечки первой меди­цинской помощи.


Здоровьесберегающая инфра­структура образовательного учреждения опирается на норма­тивно-правовую базу, посред­ством которой обеспечивается безопасность детей на территории дошкольного учреждения.

Детские сады руковод­ствуются документами по охра­не труда:

·     актами внутренней приемки и приемки спортивных сооружений;          инструкцией по охране труда и безопасности жизнедеятельности;

·     журналами регистрации результатов испы­таний спортивного оборудова­ния, инвентаря и вентиляцион­ных устройств, регистрации не­счастных случаев с учащимися и воспитанниками.

Контроль за техническим со­стоянием оборудования и кон­троль за соответствием требова­ниям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуще­ствляет

владелец.

Результаты контроля за тех­ническим состоянием оборудо­вания и контроля соответствия требованиям безопасности, тех­нического обслуживания и ре­монта регистрируют в журнале, который хранится у владельца.

Контроль за техническим со­стоянием оборудования вклю­чает:

—осмотр и проверку оборудова­ния перед вводом в эксплуа­тацию;

—регулярный визуальный ос­мотр;

—функциональный осмотр;

—ежегодный осмотр.

В процессе визуального и функционального осмотров определяют:

·      чистоту и внешний вид по­верхности игровой площадки
и оборудования;

·      соблюдение  расстояний  от частей оборудования до по­верхности игровой площадки;

·      наличие выступающих частей фундаментов; наличие дефек­тов (неисправностей)   эле­ментов оборудования;

·      отсутствие деталей оборудо­вания;

·      чрезмерный износ подвиж­ных частей оборудования;

·      структурную целостность обо­рудования.

 Регулярный визуальный ос­мотр оборудования детского спортивно-игрового комплекса необходимо проводить ежеднев­но. При ежедневном осмотре проверяют прочность деревян­ных, металлических конструк­ций, а также узлы крепления.

Функциональный осмотр оборудования детского спортив­но-игрового комплекса необхо­димо проводить один раз в три месяца. При функциональном осмотре проверяют устойчи­вость конструкции, степень из­носа поверхности (горки, бумы, мостики и т.д.), прочность узлов крепления.

Ежегодный основной осмотр для целей оценки соответствия технического состояния обору­дования требованиям безопас­ности проводят с периодично­стью не более одного раза в 12 мес. В ходе ежегодного ос­новного осмотра определяют: наличие гниения деревянных элементов, коррозии металличес­ких элементов: влияние выпол­ненных ремонтных работ на бе­зопасность оборудования. Особое внимание уделяют скрытым, труднодоступным элементам оборудования. Ежегодный ос­новной осмотр проводит компе­тентный персонал в строгом соответствии с инструкцией изготовителя.

В целях контроля перио­дичности, полноты и правиль­ности выполняемых работ при осмотрах различного вида владелец разрабатывает графики проведения ос­мотров.

При составлении графика учитываются: инструкция из­готовителя, климатические ус­ловия, от которых может зави­сеть периодичность и содержа­ние выполняемых работ при осмотрах.

В графике перечисляются оборудование и элементы обо­рудования, подлежащие провер­ке при различных видах осмот­ров.

При обнаружении в процессе осмотра оборудования дефек­тов, влияющих на безопасность оборудования, их немедленно устраняют. Если этого выпол­нить нельзя, то принимают меры, обеспечивающие невоз­можность пользоваться обору­дованием.

Вся эксплуатационная доку­ментация (в том числе паспорт, акт осмотра и проверки, графики осмотров и т.п.) подлежит по­стоянному хранению.

Необходимо помнить, что должен быть обеспечен посто­янный доступ персонала к до­кументации во время осмотров, обслуживания и ремонта обору­дования.

В своей практической дея­тельности специалист по фи­зическому воспитанию руко­водствуется инструкцией по технике безопасности, государ­ственными актами и докумен­тами по охране труда, разрабо­танными Министерством обра­зования РФ, и осуществлять контроль за соблюдением деть­ми правил и инструкций по охране труда.

В соответствии с профессио­нальной компетентностью спе­циалист по физической культу­ре должен знать:

—подготовленность и функцио­нальные возможности каждого воспитанника;

—группу здоровья, к которой воспитанник отнесен по ре­зультатам медицинского ос­мотра;

—воспитанников, освобожден­ных врачом от физических упражнений после болезни. 

В   каждом   физкультурном зале необходимо иметь инст­рукции по мерам безопасности при занятиях физической куль­турой, утвержденные руководи­телем образовательного учреж­дения, которые пересматрива­ются не реже одного раза в пять лет.

Типовая инструкция по ме­рам безопасности на занятиях по физической культуре долж­на содержать следующие раз­делы:

—общие требования безопасно­сти;

—требования безопасности пе­ред началом занятий;

—во время работы;

—в аварийных ситуациях;

—по окончании работы.

При подборе спортивного оборудования и пособий, используемых в физическом воспитании детей, педагоги учитывают следующее моменты (по данным Е.Н. Вавиловой, С.Я. Файнштейн).

1. Размеры и конструкции спортивного  оборудования  и пособий отвечают анатомо-физиологическим  особенностям детей, их антропометрическим данным. Так, расстояние между перекладинами гимнастической стенки устанавливается с учетом роста детей. Диаметр перекладин  или гимнастической палки удо­бен для хвата детской ладонью. Размеры оборудования и пособий в ДОО соответствуют осо­бенностям возраста и уровню физического развития ребенка.

2.       Одно и то же оборудование и инвентарь используются для самых разнообразных физичес­ких упражнений, обеспечивающих  выполнение  примерной основной  общеобразовательной программы дошкольного обра­зования.

3.  Для использования некоторого оборудования и инвентаря в разных возрастных группах имеются приспособления для изменения ширины, высоты и других параметров.

4.    Спортивное оборудование и инвентарь, используемые в помещении и на участке дошкольного учреждения, соответствуют требованиям гигиены и прави­лам охраны жизни и здоровья детей.

5. Оборудование и инвентарь отвечают требованиям эстетики, привлекают   внимание   детей формой, окраской, их удачным сочетанием.

Проблеме соблюдения техни­ки безопасности на занятиях по физической культуре, несомнен­но, отводится одно из важных мест в системе организации образовательного процесса до­школьников. Следуя общепри­нятым нормам и стандартам, специалист    по    физической культуре должен всегда четко знать инструкции по техники безопасности, в соблюдении ко­торой должны обязательно со­блюдаться все установленные пункты, которые должны быть обязательными для каждого специалиста по физической культуре при организации и проведении занятий.

Таким образом, использова­ние исправного физкультурно­го инвентаря и спортивного оборудования поможет  воспитанникам  принимать ак­тивное участие в различных мероприятиях, направленных на укрепление здоровья и их физическое раз­витие.

Методическая литература:

1.Зорина Т.А., Борисова М.М. «Профилактика детского травматизма в процессе использования спортивного инвентаря»/ Инструктор по физкультуре №5/2013, с. 23

Категория: Статьи | Добавил: кейтлин
Просмотров: 1625 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]